7 ноября под сводами Свято-Сергиевского храма православная молодёжь Новочеркасска и Ростова-на-Дону собралась на очередную ежемесячную встречу. На этот раз для обсуждения был выдвинут вопрос о православном взгляде на современную культуру. В рамках этой темы активно обсуждалась проблема совместимости рок-музыки и православия.
Мнения на этот счёт высказывались очень и очень разные…
Были позиции «за» и «против». Были те люди, которые делят современные композиции любого музыкального направления по принципу: «нравится - не нравится», «приемлю – не приемлю»…
Как говорится, сколько людей – столько мнений. Но, абсолютно точно, равнодушным проблема отношений православия и рок-культуры не оставила никого. Итак, совместимы ли понятия православие и рок-музыка, и каковы критерии такой совместимости?
Разобраться в этом непростом вопросе участникам дискуссии помогли иерей Георгий Жилин, иерей Михаил Гапоненко и диакон Александр Резников. Прежде всего нужно сказать, что о совместимости православия и рок-музыки можно говорить только в отношении к отдельному человеку - чем для православного верующего человека, живущего духовной жизнью, является рок-музыка? Помогает ли она ему? Мешает? Или просто является ничего не значащим явлением?
Участники дискуссии оказались единодушными в том, что рок-музыка в определенной степени способна дать толчок людям нецерковным к осмыслению целей своей жизни, привести к желанию познания себя и окружающей реальности, к поиску истины (разумеется, речь не идет о тех направлениях в рок-музыке, которые в текстах и в исполнении носят разрушительный антихристианский характер). Музыка, способная пробудить светлые чувства в человеке, видео-пример которой и был продемонстрирован в ходе дискуссии, действительно способна обратить ищущего человека к Богу. Но как быть юному любителю рок-музыки в дальнейшем, после того, как он встал на путь воцерковления, на путь духовной жизни?
Очень простой и точный ответ был найден в словах известного православного барда иеромонаха Романа (Матюшина). В одной из его песен есть такие слова: "Ты не пой соловей против кельи моей, И молитве моей не мешай соловей" . Человек, ощутивший радость общения с Богом в молитве, старается всеми силами сберечь эти чувства, и поэтому молитву он предпочитает даже божественным мелодиям соловьиных трелей, выбирая наиболее ценное. Музыка, приведшая человека к опытному богопознанию, так же со временем должна уступить место истиной молитве, общению с Богом. Православный человек вовсе не должен всю свою жизнь увлекаться "православной" рок-музыкой, принося ей в жертву драгоценное время богопознания. Его цель - духовно расти и непрестанно совершенствоваться.