Payday loans
 

Новочеркасское благочиние

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ДУХОВНИК АССОЦИАЦИИ ГРЕЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ РОССИИ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ ЦЕРЕМОНИИ РЕЗАНИИ ВАСИЛОПИТЫ

Печать PDF
20180123_3_m23 января 2018 года в офисе греческого общества «Танаис» состоялась встреча с партнерами и друзьями греческой диаспоры Ростова. Своим присутствием праздничный вечер почтили: духовник Ассоциации греческих общественных объединений России, Благочинный Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский-Григориадис., клирик греческого храма Благовещения Пресвятой Богородицы г.Ростова-на-Дону иерей Дмитрий Кивилиди, Председатель греческой автономии Ростова Мелина Леонова, директор Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника Елизавета Липовенко, заведующая детской библиотеки им. В.В. Маяковского Светлана Буза, директор Ростовского областного музея краеведения Галина Куликова Галина Николаевна, заведующая отделом в центре международных информационных ресурсов Лариса Кордик, руководитель женского клуба «милосердие» Анна Леонова, куратор социального направления РОО КПО «Танаис» Наталья Спиридонова, директор Shopping Guide «Я Покупаю. ЮГ» Карина Гаспарян, студентки из города Салоники, изучающие русский язык в Южном федеральном университете Екатерина Кайа и Ирина Куллси, активисты греческой молодежи Ростова-на-Дону.

Ведущие вечера — Франкопулос Деспина и Чекалов Георгий поведали собравшимся о традициях празднования рождественских и новогодних праздников.

Духовник греческой диаспоры России протоиерей Олег Добринский-Григориадис благословил мероприятие и по славной традиции разрезал новогодний греческий пирог — Василопиту, имеющую интересную историю возникновения.

Студенты из Греции, изучающие русский язык в Южном федеральном университете, рассказали собравшимся историю Василопиты и традиции ее разрезания на родном греческом языке.
В день святителя Василия Великого, да и в течение всей зимы греки соблюдают древний обычай – делят на всех большой праздничный пирог-питу, в котором запечена монетка. В Греции эти питы режут не только дома, но и повсюду, где есть общность людей, которых что-то объединяет – в офисе, школе, университете, министерстве. Директор, учитель, профессор, министр разрезает питу и раздает всем по куску. Кому попадет монетка, того ожидает счастье в наступившем году. Называют греки этот пирог «василопита» по имени своего святого Василия Великого.
Все народы пекут на праздники пироги, но греческий пирог особенный. Основной, наиболее распространенный рецепт предполагает пышное дрожжевое тесто, делающее василопиту похожей на добротный сдобный кекс, обычно круглой формы. «Зимнее» происхождение василопиты подчеркивается добавленной в тесто тертой цедрой апельсинов, которые вызревают в Греции как раз зимой. Они же придают праздничному пирогу характерный желтоватый оттенок.

Отношение греков к своему новогоднему пирогу можно сравнить с русским обычаем есть куличи на Пасху. Их также разрезают в праздничную ночь, с ними продолжают ходить в гости еще много дней после самого праздника, чтобы съесть по куску уже в другой компании. Разумеется, василопиту не несут святить в церковь, но хозяин дома, прежде чем разрезать ее, трижды крестит ее ножом, памятуя о стоящей за ней церковной традиции. Первый кусок отрезается Христу, затем Святому Василию, а уж дальше вариантов может быть множество: дому, недавно умершим или отсутствующим родственникам, даже скоту. Все это будет отнесено в соответствующие места: в церковь для бедных, к иконам, на свежую могилу, в стойло. Затем хозяин отрезает кусок себе, супруге, родственникам по старшинству и другим гостям. Когда василопита нарезана и поделена, каждый (осмотрев внимательно свой кусок, не торчит ли краешек заветной монетки) принимается за еду, а потом все поздравляют «счастливчика года», которому досталась монетка.

Появление василопиты связано с именем Василия Великого, одного из отцов Церкви, жившего в Малой Азии в IV веке, когда основные догматы христианства еще не сформировались, и оно периодически подвергалось нападкам не только язычников, но и различных еретиков. В бытность его епископом Кессарии Каппадокийской римский наместник вторгся во вверенные Василию земли, угрожая захватить город. Епископ, пекущийся о спасении горожан, предложил им собрать все ценности, какие у кого были, и провел всю ночь в молитве о своей пастве. Наутро, взяв с собой собранный жителями сундук с золотом, святой поехал в стан завоевателя. Далее истории разнятся. Одни рассказывают, что наместник, пообщавшись с Василием, проникся его виденьем веры, раскаялся и вернул золото обратно. Другие утверждают, что как только алчный захватчик притронулся к золоту, появилось сияющее ангельское воинство во главе со святым Меркурием, рассеявшее врагов. Кстати, святой Меркурий, бывший римским легионером, и в другой раз помог святителю Василию Великому в утверждении веры, умертвив копьем гонителя христиан Юлиана Отступника во время битвы с персами.
Как бы то ни было, но золото вернулось в город. Радость святителя была велика, но как было поделить золото, собранное всем миром, между горожанами? Тогда он приказал испечь множество хлебов, заложив в каждый из них золотые монеты и украшения, и разнести их по домам. Так каждый из горожан, надкусив свой хлеб, получил радостное известие о спасении не только города, но и своего благосостояния. Примерно такой же оптимистический посыл нечаянной радости несут в себе и сегодня монетки, запекаемые в греческий «васильевский пирог».

Этот древний обычай соблюдается греками диаспоры по сей день.
Thumbnail image
 

Календарь

Ссылки

Кто в on-line

Сейчас 62 гостей онлайн

button
© 2024 Новочеркасское благочиние.