Payday loans
 

Новочеркасское благочиние

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Религиозный взгляд на проблемы демократии и вседозволенности

Печать PDF

Уважаемое собрание!

Позвольте мне искренне поблагодарить Вас за приглашение к участию в работе высокого общественно-научного собрания, обсуждающего столь важную проблему не только в масштабах нашего государства, но конкретно нашего региона.

Действительно важно, что Донская митрополия имеет возможность участвовать в дискуссии о развитии Донского края. Русская Православная Церковь всегда призывала и продолжает призывать Своих чад к служению своему Отечеству, глубокой жертвенности ради ближних и их жизни, основываясь на Евангелии и многовековой  православной традиции.

Исторически православная традиция ориентировала людей на созидание и достойное строительство общества, нравственное отношение ко всем проблемам, возникающим в мире.

Прежде чем говорить о проблемах демократии и вседозволенности в нашем обществе, мне хотелось бы обратиться непосредственно к тому, как и кем понимается демократия, на ее историческое развитие и ориентальную точку отсчета в демократическом обществе.

Безусловно, колыбелью демократии являются Древняя Греция и Древний Рим. Именно от слов δῆμος — «народ» и κράτος — «власть» и происходит термин δημοκρατία — «власть народа».

На сегодняшний день демократия ничто иное как политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

- Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов;
Народ является единственно легитимным источником власти;

- Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.

Думаю, что от времен древних до нынешних институт демократии не показал особого роста, но напротив довольно деградировал, потеряв непосредственно изначальную сущность.

Всякая форма правления предусматривает грядущее благо общества от реализации механизма своего действия. Система демократии, присущая древним формам, имела более глубокий и, я бы сказал, даже более нравственный подход к методам и способам своего действия и его плодов.

Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Если рассмотреть такой момент как выборность и общее принятие решений по тем или иным жизненно важным вопросам, то совершенно очевидно, что для древних форм устройства демократического общества была стройная система, обеспечивающая не только исключительный порядок в обществе, но и положительный результат принятия решений. Достаточно сказать о том, что выбирать и принимать решение мог далеко не каждый, но сложившийся и имевший имя человек, достойный член общества. Ряд пороков являлся препятствием для возможности избирать и быть избираемым. Думаю, для современного общества это информация к размышлению. Совершенно очевидно, что есть глобальная разница между умудренным жизнью человеком и юнцом, между добропорядочным человеком и спившимся алкоголиком, между нравственным человеком и развращенным клоуном. Нынешняя система выборов различий здесь не делает, чем сама автоматически перемещает область демократии в бездну вседозволенности.

Толковый словарь Ожегова в этом случае довольно четко определяет и вседозволенность: Вседозволенность — безответственность за свои действия в усладу себе, бездумно или предумышленно допускающая причинение обид и ущерба окружающим. Это богоборчество, сатанизм; ущерб для других может быть простителен только, если он следствие ошибки, искреннего заблуждения.

Если задать вопрос: есть ли демократия в современном российском обществе, то ответов можно услышать великое изобилие. Равно как с высоких трибун и научных кафедр, так и из базарных рядов и площадей.
Анализируя демократические системы многих европейских государств, нетрудно заметить, что существуют различные формы демократических моделей, которые считают себя образцовыми демократиями. Различия в содержании и применении этих моделей не мешают попыткам догматизировать представление о демократии, сделать его орудием идеологических войн и поводом к выдвижению взаимных обвинений. Понятие демократии сводится к универсальным критериям оценки жизни общества. Таким образом право на жизнь получают многие нравственные пороки, что безупречно с точки зрения демократии, но абсолютно недопустимо с точки сохранения европейской цивилизации, в рамках которой сама демократия получила развитие.

Не нужно забывать о том, что так называемая защита демократических норм привела общество к многим мировым катастрофам – от прихода к власти в Германии Гитлера до последних братоубийственных войн на Ближнем Востоке.

Немаловажно то, вокруг чего формируется институт демократического общества, что провозглашается эталоном существования государств и народов, на чем принимает присягу лидер государства. В большинстве стран – это Библия, т.е. свод тех нравственных ценностей, к которым стремится общество. Но чем более эгоцентрична жизнь общества - тем большее желание богом видеть самих себя и отвергать все нравственные ценности под соусом демократии и надежно перемещаясь в область вседозволенности. Это обязательно проявляется в антиклирикализме и развращенности общества.

Еще более абсурдно, когда средоточие направлено на Конституцию. Только за последнее время в нашем государстве этот свод законов менялся множество раз, так и не выполнив в полной мере своей функции. Безусловно, любая Конституция не является нравственным критерием жизни общества.

«Основы социальной концепции» Русской Православной Церкви, говоря о богочеловеческой природе Самой Церкви, излагают такой взгляд на взаимоотношение Церкви и государства: «Церковь как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью. Взаимоотношения государства и последователей истинной религии изменялись в ходе истории
Таким образом, возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь исходя из их свободного волеизъявления, с тем, чтобы таковое устроение, являющееся ответом на искаженную грехом земную реальность, помогало избежать еще большего греха через противодействие ему средствами мирской власти».

Совершенно очевидно, что в истории, с точки зрения христианства, наиболее приемлемая форма государства и общественного устройства изложена в 3-й новелле святого Юстиниана: «Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о божественных делах, а второе (царство, государственная власть) руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем».

Но это приемлемо лишь в той степени, в какой степень до этого уровня вырос сам народ.

В упомянутом мною документе отражено: «Форма и методы правления во многом обусловливаются духовным и нравственным состоянием общества. Зная это, Церковь принимает соответствующий выбор людей или по крайней мере не противится ему.

Современные демократии, в том числе монархические по форме, не ищут божественной санкции власти. Они представляют из себя форму власти в секулярном обществе, предполагающую право каждого дееспособного гражданина на волеизъявление посредством выборов».

Сегодня мы едины в том, что в нашем обществе многое нужно менять к лучшему. Церковь поддерживает тех людей и молится за них, кто прилагает свой самоотверженный и честный труд на благо своего народа.
Если строить мир без Бога, строить без Него жизнь нашего Отечества и Донской земли, забыть свою историческую память -  любые идеи будут ничто иное как утопические проекты и демократичный путь во вседозволенность.

Формирование и обустройства нашего общества возможны только на нравственном фундаменте и опоре на нашу религиозно-национальную традицию.

Протоиерей Олег Добринский

 

Календарь

Ссылки

Кто в on-line

Сейчас 58 гостей онлайн

button
© 2024 Новочеркасское благочиние.