Payday loans
 

Новочеркасское благочиние

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

История соборного храма - Послевоенные годы

Печать PDF
Индекс материала
История соборного храма
Первый вариант собора. 1811-1846
Второй вариант собора (1850-1863)
Третий вариант собора (1893-1904)
Послевоенные годы
Все страницы
Послевоенные годы

В послевоенные годы Вознесенский собор так и жил двойной жизнью. В подвалах хранилось то зерно, то сахар, то мука, то другие продукты и материалы, а наверху шли церковные службы, собиравшие в разные годы и на разные праздники различное количество верующих и неверующих. В 1950 году разобрали фонтан на Соборной площади, в котором освящали воду. В 50-е годы с большим трудом удалось провести живописные восстановительные работы с помощью ленинградских художников. За неимением достаточных средств на место бывшего оформительского сусального золота легла бронзовая краска. В 60-е годы вновь нависла угроза закрытия собора в связи с усилением антирелигиозной пропаганды и требованиями построения атеистического и коммунистического общества уже в начале 80-х годов. Как же можно было войти в коммунизм, объявленный Н.С.Хрущевым, при работающих церквях и в частности, действующем соборе? Но жизнь брала свое. Каждая такая идеологическая компания приходила и в скором времени уходила. Собор выстоял. Он продолжал действовать, несмотря ни на внешние причины, ни на внутренние раздоры. В среде церковнослужителей собора не раз возникали в 70 и 80-е годы различного рода жалобы на неправильные действия отдельных священников, дьяконов, старост собора. А последних сменилось немало. Городские власти, куда попадали эти жалобы, пытались их рассматривать, но в большинстве случаев от них отмахивались, считая их внутренним делом общины собора, надеясь на то, что чем больше раздора ,тем ближе к закрытию собора.

В конце 70-х годов были предприняты шаги к внешней реставрации собора. Но средств явно не хватало и удалось подштукатурить и покрасить оранжево-желтоватой краской только "лицевую" часть западного фасада. Работы проводились "шабаями", а не реставрационными мастерскими, которые за свою качественную работу требовали больших средств, т.е. подвернувшимися с улицы "мастерами". "Шабаи" брали меньше, чем реставраторы, но и делали значительно хуже них. Попытки хотя бы частично восстановить разрушающуюся внутреннюю роспись, в частности, на хорах, также давала печальные результаты. Средства уходили, а живопись продолжала осыпаться.

Немало оказалось проблем и с водой, которая постоянно затапливала южную часть подвала собора и подземный ход в бывший Архиерейский дом (ныне Дом офицеров). Многие попытки ее откачки серьезных результатов не давали, да и по мнению авторитетных ученых сложившийся водный баланс лучше не трогать, а воду не откачивать, так как при ее отсутствии разрушительные процессы в нижней части собора могут стать необратимыми и губительными. Появление подпочвенной воды в южной части подвального помещения собора вызвано тем, что при советской власти была нарушена (вольно или невольно) дренажная система, отводящая подпочвенные воды от собора в сторону ж/д вокзала по бывшему Крещенскому (ныне Красному) спуску. Потому-то в 70-80-е годы новочеркасцы часто удивлялись тому, что асфальт на Красном спуске "плывет" вниз к вокзалу, что нередко на спуске появляются глубокие обвалы и промоины. Раз подземная дренажная система нарушена, то подпочвенной воде некуда идти и она пробивает себе возможное русло, в том числе под асфальтом, который не имея положенной по технологии многослойной "подушки", поднимается водой и "плывет" по течению, в данном случае вниз к железной дороге. В начале 90-х годов группа ученых во главе с профессором, доктором технических наук Ю.Мурзенко в составе кооператива "Изыскатель" провела всестороннее обследование состояния Вознесенского собора, на основе чего был создан научно-технический паспорт здания. В нем отражены результаты исследований и рекомендации к тому, как надо осуществлять контроль за его дальнейшей ситуацией. Исследования показали, что собор стоит сегодня на "глиняном плывуне", обезвоживание которого может привести к осадке фундамента и нарушению общего стабильного положения собора.

С осени 1990 года понемногу стали ремонтировать и реставрировать нижний подвал собора (гл. реставратор Н.Д.Бурдина), где находится усыпальница великих людей Дона. При осмотре полов с разрушившимся бетоном над 24 саркофагами было решено проверить много лет ходившие слухи о том , что эти захоронения раскрыты в первые годы советской власти и осквернены. 1 марта 1992 года комиссия, сформированная по указанию Донского Атамана С.А.Мещерякова из представителей казачества, после совершения литии, вскрыла древние захоронения. Открытые саркофаги представляли ужасное зрелище. Здесь находились черепа, кости, строительный мусор, обломки иконостаса и др. Казаки приняли решение привести в порядок донские святыни и торжественно перезахоронить останки знаменитых людей Дона.

15 мая 1993 г. в Вознесенском соборе проходила церемония торжественного перезахоронения останков великих людей Дона: генералов Платова, Орлова-Денисова, Ефремова и Бакланова, а также Архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна в усыпальнице собора. А на другой день 16 мая духовенство собора участвовало в торжествах по открытию воссозданного и установленного на прежнем пьедестале памятника основателю города, Войсковому Атаману, кавалеру многих орденов, графу Матвею Ивановичу Платову. С процессом возрождения казачества, начавшегося на Дону в 1989 г., Вознесенский собор не раз участвовал в различного рода войсковых церемониалах, но реальным войсковым храмом так пока и не стал и не по вине духовенства, а в силу того, что далеко не все казаки пока находят возможным или нужным посещать собор не только по будничным дням, но и по праздничным и торжественным датам. Настоятель Вознесенского собора не единожды справедливо сетовал на то, что некоторые атаманы и казаки не посещают свой же Войсковой соборный храм.

В середине 80-х годов, когда отношения с церковью в результате "перестройки" несколько оттаяли, стал обсуждаться вопрос о возможном покрытии куполов и крестов Вознесенского собора сусальным золотом. В связи с этим были предприняты серьезные шаги к обновлению покрытия. Ученые подсчитали (В.П. Котилевский), что для покрытия сусальным золотом только куполов Вознесенского собора потребуется 15 кг, в т.ч. 5,2 кг - для главного купола, 4,6 кг - для двух средних куполов и 5,2 кг - для 4-х малых куполов. Для золочения и "высвечивания" крестов необходимо 0,5 кг сусального золота и 0,3 кг хрусталя. Но таких средств у собора в тот период не было, поэтому удалось лишь частично позолотить наружные кресты.

Также было установлено, что для проведения первоочередных мероприятий по укреплению Вознесенского собора, начинающего крениться с южной стороны (уже на 9 см), требуется около 80 млрд. руб., а для полного объема реставрационных работ, в т.ч. живописных и золочения - около 500 млрд. руб. (не деноминированных). В ожидании необходимого финансирования Вознесенский собор вступил в XXI век.

В 2001 году под патронажем областной и городской администраций начаты крупномасштабные реставрационные работы, целью которых является возвращение кафедральному Вознесенскому собору его первозданных величия и красоты. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора, реставрация фасада здания была успешно завершена. Оборудована система подсветки и проекций библейских сюжетов на фасад. В 2010-2011 годах купола были вновь покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя. К 2015 году в соборном храме подошла к завершению основная часть внутренних реставрационных работ.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 28 марта 2014 г. № У-01/83 Вознесенскому войсковому собору был усвоен статус Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора.

14 октября 2015 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего кафедрального собора в Новочеркасске и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Прошло более двухсот лет со дня закладки главного казачьего собора, за которые он вобрал в себя бездну человеческих судеб, радостей и тревог жителей и гостей Новочеркасска, нередко трагическую, но в целом славную историю Донского края.

Почти столетнее строительство каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора стало бы невозможным, если бы рядом с ним не работал все эти годы изо дня в день ВРЕМЕННЫЙ (в течении 99 лет - !) деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор.

Как уже известно, закладка и освящение места под Новый Черкасск , а также соборный храм Вознесения Христова, состоялась 18 (30) мая 1805 г. Это церковное торжество состоялось во временной деревянной часовне-храме (с пристроенным алтарем), которую за полтора месяца до этого начал строить, согласно контракта с Войсковым правительством, крестьянин Дмитрий Петров. К 15 мая 1805 г. часовня-храм была готова к осмотру приехавшим на Дон Епископом Воронежским и Черкасским Арсением 11 (до 1829 г. на Дону не было самостоятельной епархии и казаки, в церковном отношении, подчинялись воронежскому архиерею). Вся постройка, созданная по проекту донского инженер-капитана Ефимова и под присмотром протоиерея из Черкасска Алексея Оридовского, представляла собой деревянную православную часовню на 4-х столбах, обшитую внутри досками с пристроем-алтарем, окрашенными в белый цвет. Тесовая крыша и деревянный забор были окрашены в зеленый цвет.

Именно эта деревянная часовня-храм стала с 18 мая 1805г., т.е. после освящения в ней места под новую столицу и новый соборный храм, основанием для временного деревянного Вознесенского собора. До 1809г. эта часовня-храм являлась единственной церковью (собором) во всем столичном городе. Но затем появились деревянные молитвенные дома Троицкий и Александровский, а также деревянная Димитриевская (кладбищенская) церковь. 8 октября этого же 1809 г. Вознесенский храм был вновь освящен, так как в нем устроили и освятили "придел в честь иконы Божией Матери Одигитрии". В 1811 г. неподалеку от деревянного собора стал строиться каменный Войсковой Вознесенский собор, строительство которого затянулось до 1905 г. и поэтому все функции Войскового собора пришлось выполнять ВРЕМЕННОМУ деревянному Вознесенскому собору.

В 1813году из Старочеркасского Воскресенского (бывшего Войскового) собора в Новочеркасск привезли башенные часы и установили вначале на соборной деревянной колокольне, построенной еще в 1810 г. Опорные столбы Вознесенского храма, ввиду ветхости, в 1822 году заменяются на новые, а также перекрывается деревянная крыша. В 1826 г. при деревянном соборе строится деревянная караулка. В том же 1826 г. Войсковой Наказной Атаман И.А.Андрианов поставил в известность Войсковую Канцелярию о необходимости освидетельствования и ремонта деревянного Вознесенского собора. Полковник Миллер и городовой архитектор Фомин осмотрели деревянный собор и предложили Канцелярии выделить средства в размере 6.357 руб. 90коп., необходимые для ремонта храма. Средства выделили и ремонт произвели.

5 апреля 1829 г. открывается самостоятельная второклассная (по штату) Донская епархия с местопребыванием архиерея в Новочеркасске. Таким образом, столица Донского казачества получила статус епархиального города. В связи с этим деревянный Вознесенский собор получил название кафедрального (т.е. имеющего кафедру епископа). Высочайшим Указом от 23 августа 1830 г. деревянный Вознесенский кафедральный собор представлен "в полное ведение Высокопреосвященного Афанасия, Архиепископа Новочеркасского и Георгиевского", т.е. первого Донского Архипастыря. С 1842 г. Архипастыри на Дону получили титул - Донской и Новочеркасский.

Архиепископ Афанасий, получив в свое управление Вознесенский собор, распорядился освидетельствовать его. По сохранившемуся описанию от 1830 года временный деревянный Вознесенский собор имел купол, покрытый листовым железом, а нижний корпус - из соснового теса. Кровля и кресты были окрашены зеленой краской, а стены - белой. В 1833 г. мастеровой Зиновий Иванов получил на городских торгах (аукционе) право "исправить соборную Новочеркасскую церковь Божию в повреждениях". На ремонтные работы из Войсковой казны ему выделили 5.300 руб. Наблюдение за ремонтными работами проводил архитектор Колодин. 12 ноября 1833 года отремонтированный деревянный Вознесенский кафедральный собор вновь был освящен. В результате ремонта храм внутри оббили парусиной и окрасили. Придел и пономарня покрыты листовым железом. Трапезная, алтарь и крыша Вознесенского храма остались деревянными.

В таком виде деревянный собор прослужил до 1848 г. В этом году началась его капитальная перестройка. Освящение "вновьустроенного" деревянного Вознесенского кафедрального собора провели в 1849 г. Новый вариант собора обшелевали тесом и покрыли листовым железом. На соборе установили войсковые часы. В обновленном деревянном соборе, как и в прежнем, устроили два престола: главный во имя Вознесения Господня, освященный 11 мая 1849 г. третьим Донским Архипастырем Иоанном (захороненном в усыпальнице каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора 4 октября 1911г.) и придельный храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии, освященный 12 июня 1849 г. протоиереем С.Салтыковым.

При Вознесенском соборе в эти годы имелись две деревянные колокольни - одна рубленная из брусьев, на которой висело несколько небольших колоколов и другая на столбах, где висел один большой старинный колокол. В 1854 г. на средства жены Наказного Атамана Екатерины Михайловны Хомутовой и других благотворителей к деревянному собору пристроили третий северный придел во имя Воскресения Христова, освященный Архиепископом Донским и Новочеркасским 16 августа 1854 г. В августе 1872 г. обе колокольни разобрали, а колокола перенесли на колокольню недостроенного 2-го варианта каменного Вознесенского собора. В 1874 г. при деревянном Вознесенском соборе выстроили деревянное здание для караульных казаков. С 1877 г. по 1889 г. деревянное соборное здание несколько раз перестраивалось. Главный алтарь, приделы и притворы были "значительно распространены" (т.е. расширены -Е.К.), а "южный придел упразднен и обращен в ризницу." Через несколько лет, т.е. в 1892 г. этот южный придел восстановили и его освятил 15 августа Преосвященный Иоанн, Епископ Аксайский (викарий Донской епархии, т.е. помощник Донского Архиепископа).

В эти годы деревянный Вознесенский кафедральный собор покрыли листовым железом, окрашенным в зеленый цвет. Храм имел шесть выходов. Над собором возвышалось семь глав с железными шестиконечными крестами. Кресты и главы были вызолочены. Стены собора выкрашены "бланжевою краской" (т.е. телесного цвета - Е.К.). Внутри Вознесенский храм, кроме восточной части, главного алтаря, притвора, приделов и ризницы был ошелеван тесом, обтянут парусиной, окрашен бело-голубой краской. Четыре дубовых столба поддерживали купол собора. Над западными вратами устроили церковные хоры. Но деревянный собор все же быстро ветшал, был малопоместителен, у него отсутствовала церковная ограда. Как было записано в справке © 48, приложенной к представлению в Главное Управление казачьих войск от 17 февраля 1887 г.: "Кроме того, отсутствие вокруг собора ограды, необходимой при каждом, даже самом беднейшем храме, бывает причиною явлений нежелательных, вводящих верующих в соблазн. Так, в тени собора отдыхают целыми стадами телята, у стен его бегают ватаги собак, которые иногда забегают и в самый храм, об углы стен собора чешутся свиньи и т.п."(Военно-исторический музей, Ф.1. оп.1. д.162227, л. 52, из архива В.К.Куинджи).

В 1881 г. возле деревянного собора устроили кирпичную колокольню. Кирпич на ее строительство взяли из разрушившегося 2-го варианта каменного Вознесенского собора. В 1901 г. эту каменную колокольню разобрали, а колокола перед этим перевесили на колокольню строящегося третьего варианта каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора.

В 1904 г., т.е. через 99 лет после его постройки в виде часовни-храма, деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор был закрыт и разобран, так как рядом уже закончилось строительство 3-го варианта каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора. Верно прослуживший казачеству на протяжении почти ста лет, ВРЕМЕННЫЙ деревянный Вознесенский кафедральный собор "был разобран и перенесен в богоугодные заведения" города. Он стоял на том месте, где ныне располагается двухэтажное кирпичное здание кожно-венерологической больницы (НКВД).



Почти вековая драматичная история строительства трех вариантов каменного Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске затмила в сознании людей скромные 99 лет повседневного служения во ВРЕМЕННОМ ДЕРЕВЯННОМ Войсковом Вознесенском соборе. Но судьба каменного собора немыслима без судьбы деревянного собора, ибо каменный поднялся до вершины "Второго солнца Дона" именно потому, что рядом все эти почти 100 лет строительства работал временный деревянный Вознесенский кафедральный собор.


Историческая справка подготовлена с использованием материалов книги историка-краеведа Е.И. Кирсанова "История и возрождение войскового соборного храма в Новочеркасске".



 

Календарь

Ссылки

Кто в on-line

Сейчас 76 гостей онлайн

button
© 2024 Новочеркасское благочиние.