ОБРАЩЕНИЕ ПЕРЕД НАЧАЛОМ СВЯТОГО И ВЕЛИКОГО ПОСТА

17.02.2018 12:01
Печать

Doc1

Дорогие братия и сестры!

Все мы стоим пред началом пути Святого и Великого поста.

Религиозная жизнь человека всегда свободна, она не может быть насильственной, не может быть внешней, она всегда требует глубокого осмысления и выражения самой жизнью.

С зари христианства Святые Отцы именуют время поста «духовной весной». Весна – время особой красоты, оживления, цветения. Осмысленно проходя великопостное поприще, имея к нему желание, человек чувствует это дыхание жизни, необыкновенный дух свободы, дарованной изначально ему Богом.

Для обладания жизнью, всей ее полнотою, свободы самой по себе мало… Понимание свободы человеческим падшим естеством как раскрепощение греха, страстей и похотей делает человека несмысленным зверем, живущим по закону греха, приносящим зло и творящим беззакония. Только свобода, подчиненная нравственному закону открывает в сердце любовь к Богу и людям, приносит добрые плоды для каждой личности, для семьи, для общества.

Господь открывает Себя нам, говоря «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин.14, 6). Только через Него, Спасителя мира, открывается подлинная свобода человекам, через внимание Его словам и Его учению, через верность Ему наперекор мнениям и веяниям века сего.

«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

Пища никоим образом не отделяет нас от Бога и не приближает нас к Нему. Преподобный Ефрем Сирин говорит нам: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой: Бог не примет тебя».

В основе поста всегда лежит духовный подвиг – изменение отношения ко греху как к повседневному явлению, въевшемуся в самую суть естества человека, отторжение этого греха и устремление к добру, созидающему личность. «Пусть постится наш слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем», - говорит святитель Иоанн Златоуст.

Пост проходит христианин только в ограде Церкви, совершая делание духовное, очищая себя покаянием и имея постоянную радость участия в Евхаристии.

Ограничение, добровольно воспринимаемое нами в пищи и в преумножении одежд, высвободит немалые средства каждому, чтобы стать благодетелем и благотворителем, совершая дела милосердия, необходимые для постящегося.

Начало же Святого поста полагается прощением. Потому и день, завершающий приготовление к Великому посту, именуется Прощеным воскресеньем, и взаимное христианское прощение полагает доброе начало его прохождению.

Понять, принять и почувствовать все величие Светлого Христова воскресения способен лишь тот, кто провел время поста в благодатной церковной стихии! Только личный религиозный опыт делает возможной встречу с Богом. Этот опыт не может быть заменен никаким усилием разума, напряжением воли или вниманием чувств, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Благословение Божие да пребывает с вами во все дни предстоящей «духовной весны» - Святого Великого поста!

Ваш молитвенник,

Благочинный приходов Новочеркасского округа

протоиерей Олег Добринский

16 февраля 2018 г.