Уникальная реликвия Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора

21.12.2017 15:55
Печать

20171221_1_mВ Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе есть уникальная реликвия – прижизненный портрет Николая II. Откуда он? Как появился в храме? Этими вопросами задаются многочисленные паломники и туристы из самых разных уголков планеты.

_____________________________________

Изначально собор предназначался выполнять три функции: культовую, светскую и мемориально-историческую – такова была задумка отца-основателя Новочеркасска графа М.И. Платова, мечтавшего о храме-памятнике в казачьей столице. К чести создателей собора следует отметить, что благодарные потомки прославленного «вихрь-атамана» не забыли его мечту. В статье «Новочеркасский собор», опубликованной 20 октября 1900 года в газете «Приазовский край» (№ 278), сообщалось: «С западной стороны против алтаря при входе в главную церковь во втором этаже отведено обширное помещение для бесед с народом, духовных совещаний и заседаний».

Зала для бесед – так названо это помещение в книге К.Х. Лимаренко «Войсковой соборный храм в гор. Новочеркасске», изданной в 1904 году. Зала оформлена таким образом, чтобы пробуждать у посетителей «воспоминания о царственной Москве и о тех российских государях, с высокими именами которых тесно связана многовековая история Дона». В переплетающийся золотой орнамент плафонов и арок залы, богато расписанных в стиле древнерусских теремов по рисункам художника В.М. Лопатина, включены медальоны. В них начертаны имена отечественных самодержцев, при которых существовало войско Донское, начиная от Ивана Грозного и до Николая II. В своём единстве они обеспечили неповторимое по оригинальности художественное убранство «обширного помещения для бесед».

В зале размещены картины, в хронологической последовательности отображающие наиболее значительные эпизоды истории донских казаков: «Сборы Ермака в поход на Сибирь в 1580 году» (худ. Ф.С. Казачинский), «Пожалование Донским казакам царского знамени Царём Михаилом Фёдоровичем в 1614 году» (худ. Д.Н. Кардовский), «Азовское сидение в 1641 году» (худ. Т.К. Петрусевич, по эскизу А.С. Петухова), «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году» (худ. Максимов, по эскизу Д.Н. Кардовского).

На щеках арки, ведущей в залу, размещены две картины художника И.Ф. Попова, посвящённые основателю казачьей столицы: «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году» и «Встреча близ Новочеркасска атамана Платова по возвращении его из Парижа в 1814 году».

И, наконец, завершает галерею большая картина художника Д.Н. Кардовского, изображающая наиболее близкое нам по времени событие – «Вручение пернача Августейшему атаману казачьих войск Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу в Войсковом Кругу 6 мая 1887 года». Как известно, в России с 1827 года почётным войсковым атаманом (шефом) всех казачьих войск считался Цесаревич – Наследник Престола. То есть на картине в соборе изображён будущий Император Николай II. Можно смело утверждать, что эта картина – единственное прижизненное изображение Николая II, сохранившееся с начала ХХ столетия вне музейных запасников. На полотне Император Александр III предстаёт в красном мундире лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка, а Цесаревич – в голубом мундире лейб-гвардии Атаманского полка. В этот день Наследнику исполнилось 19 лет, что по традиции донских казаков считалось наступлением совершеннолетия. Особо примечательно, что совершеннолетие Наследника решено было праздновать именно в Новочеркасске. Ему, признанному уже в наше время святым, в подарок был вручён в Войсковом Кругу пернач – древний символ атаманской власти. Николай Александрович изображён молодым, без своей знаменитой бороды. Тем не менее, Цесаревича достаточно легко узнать по знаменитой фотографии 1889 года, которая, скорее всего, и была использована при создании данной картины.

Есть все основания полагать, что картину «со своего девятнадцатилетия» Николай II мог лицезреть лично, в день посещения казачьей столицы 5 декабря 1914 года – в сто десятый день Первой Мировой войны, за два года и три месяца до подписания Высочайшего Манифеста об отречении. «В Новочеркасск приехал к 10 час. Прямо в новый громадный собор…», – написал в своём дневнике Император. Накануне приезда августейшего гостя в «Донских областных ведомостях» было помещено объявление: «Лица, имеющие билеты для входа в Войсковой собор, 5 декабря приглашаются занимать свои места не позже 10 часов 15 минут утра, так как после этого времени входные двери будут закрыты». Вполне могло случиться, что после совершённого правящим архиереем молебна, Государю устроили обзорную экскурсию по великолепному храму с непременным посещением залы для бесед.

О печальной судьбе афинского Парфенона известно всему миру: миллионы туристов, приезжающих осмотреть Акрополь, норовят увезти с собой хоть крохотный кусочек памятника античной архитектуры (а иные прихватывают в качестве сувенира и вовсе немалые куски) и тем самым безжалостно растаскивают бесценное творение древних зодчих. Многолетняя практика показала, что полиция здесь бессильна, и городские власти давно уже прибегают к проверенной хитрости: по ночам специальные рабочие разбрасывают вокруг Парфенона «отколовшиеся» куски мрамора. Турист в своей массе неразборчив, да и поднять камень с земли куда проще, нежели отбить от колонны, а у храма всё же остаётся надежда выжить. В Новочеркасске же нет надобности прибегать к подобным дичайшим средствам – вместо варварски добытого артефакта прекрасным сувениром и чудесным подарком любому гостю города может служить собственноручно выполненная фотография уникального прижизненного портрета Николая II, милостью Божиею сохранившегося в стенах Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора.

Thumbnail image Thumbnail image Thumbnail image Thumbnail image