Payday loans
 

Новочеркасское благочиние

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Плененная святыня

Печать PDF
20091021_main15 августа 2007 года по инициативе и благодетельстве Президента Ассоциации греческих общественных организаций России, депутата Государственной Думы России И.И.Саввди группа паломников, состоящая из представителей всех греческих диаспор стран бывшего СССР, духовенства и журналистов посетила первый монастырь Панагия Сумела и бывшие греческие понтийские села, оказавшийся ныне на территории Турции.

Трапезунд… Как велика, уходящая глубоко в древность его история. Величайший и процветающий город, столица Понта, цитадель Понтийского христианства и столица продержавшейся целых семь лет после падения Константинополя Трапезундской Империи. Даже после падения вплоть до начала ХХ столетия здесь было сосредоточие православной жизни, науки, культуры и быта понтийского эллинизма, так было до 1922 года. Именно в это время случилась страшная малоазиатская катастрофа, вошедшая в мировую историю, как обмен населением между Грецией и Турцией.

Во второй половине XIX века была сформулирована политическая мечта — идеальная политическая модель существования греческого государства, названная Мегали Идеа (Великая Идея). Ее цель - дипломатическим и военным путем создать эллинское государство, в которое входила бы континентальная Греция, греческие острова, северный Эпир и Фракия, а также принадлежавшее христианам западное побережье Турции, включая Константинополь. Послевоенное устройство по окончании второй войны на Балканах в 1912 году предусматривало возврат Греции городов Салоники и Фракия. Это был шаг на пути к осуществлению Идеи, однако северный Эпир с его многочисленным грекоязычным населением в конечном итоге отошел к Албании.

В 1922 году произошло вторжение Греции в Турцию под предлогом защиты грекоязычного меньшинства до завершения переговоров относительно новых границ. Вторжение закончилось трагедией: греческая армия пошла на восток, предприняв преждевременную попытку захвата Константинополя, а Запад, сначала поддерживавший эту акцию, на полпути отступил под давле-нием своих нефтяных и экономических интересов. Греки остались без политической поддержки и, преследуемые войсками Кемаля Аттатюрка, отошли назад в греческий православный город Смирну, где преследовавшие их турецкие войска вырезали 150 000 мужчин, женщин и детей и сожгли сам город. Согласно условиям договора в Лозанне от 1923 году, Греция потеряла какую бы то ни было возможность вернуть свои прежние территории. Было достигнуто соглашение о массовом обмене населением, по которому все 400 000 мусульман были депортированы из Греции в Турцию, а более 1 300 000 православных греков в массовом порядке вывезено в Грецию, что привело к увеличению греческого населения на одну четверть. Следует заметить, что многие прибывшие из Турции греки говорили только по-турецки, а предки их жили в Малой Азии со времен Христа и даже ранее. Хотя Патриарху и местной православной общине из 100000 человек позволили остаться в Константинополе и на двух островках в устье Дарданелл, этот обмен населением положил конец 2500 - летнему греческому присутствию в Малой Азии. В своей книге «Новые чудеса св.Иоанна Русского» протопресвитер Иоаннис Вернезос пишет об этом так: «Политика великих держав, ошибки греческого правительства привели к тому, что движение Кемаля Ататюрка завершилось победой турок и катастрофой для греческого населения Малой Азии. Греки, разделенные на монархистов и антимонархистов, сторонников и противников политики премьера Э.Венизелоса вступили в междоусобную борьбу. Политики в Афинах произносят с балконов речи о том, кто же достоин быть правителем, а в это время Кемаль жестоко расправляется с греческим войском. Потери греков исчислялись чудовищной цифрой – 1500000 погибших и пропавших без вести».

Трапезунд покидали последние жившие здесь христиане. И город, и другие города Понта и Каппадокии, и деревни оставлялись пустыми с их прекрасной архитектурой, храмами, монастырями. В адском потоке чудовищного люди брали самое дорогое и родное, и,  прежде всего, христианские святыни. Гонимые и преследуемые турками, униженные и постоянно испытывавшие надругательства, побои и притеснения, они уносили с собой не личные вещи, а святые мощи угодников Божиих, иконы, сосуды. Но не все возможно было вывести, тогда духовенство и монахи прятали святыни в надежде обрести их вновь. Эти тайники были известны немногим. Многие святыни через десятилетия были вывезены в Грецию, но о многих лишь Сам Творец знает и явит их, коли будет на то Его Божественная воля.

15 августа 2007 года Трапезунд встретил нас дождем и туманом, изобилующий минаретами мечетей, многоэтажками турецкого типа, удивленными взглядами турок, увидевших полторы сотни людей с нательными крестами и священников. Действительно, это был уже турецкий Трабзон, но не Трапезунд. Впервые за восемьдесят пять лет такое количество православных греков в день памяти иконы Панагия Сумела ступило на землю своих отцов. Центр, средоточие нашего паломничества был монастырь Панагия Сумела, где некогда была явлена эта икона, ставшая великой святыней всего Понта и его непокоренного духа.

У этой иконы необыкновенная история, которую необходимо рассказать полностью. Предание, повествующее о создании ее святым апостолом Лукой, восходит к ранним векам христианства и подтверждается историческими документами и имперскими указами об основании в конце четвертого века Сумельского монастыря. В его пользу свидетельствуют и другие источники, подтверждающие факт пребывания святого апостола Луки в римской провинции Ахайя на севере полуострова Пелопоннес, его мученической кончины и погребения в соседней провинции Бетия в возрасте восьмидесяти четырех лет. Его похоронили в городе Фивы (ныне Фива), там и сегодня стоит его первая мраморная гробница. Мощи святого апостола Луки оставались там до середины четвертого века, а потом были перенесены в Константинополь. После кончины апостола Луки об иконе позаботился его спутник и ученик Анания, и со временем она очутилась в Афинах, в одном из храмов в честь Божией Матери, где и оставалась до прихода к власти Императора Феодосия I (379—395).

Во времена Царствования Феодосия I тридцатилетнему афинскому священнику по имени Василий явилась Богородица и сказала, что ему и его племяннику диакону Сотирихию нужно принять монашество. Они проявили послушание и после пострижения с именами Варнава и Софроний отправились поклониться чудотворной иконе Матери Божией, написанной святым апостолом Лукой, которая хранилась в церкви неподалеку. Когда они преклонили колена перед иконой, то снова сподобились услышать голос Пресвятой Богородицы. Матерь Божия повелела им следовать за Ней на восток, к горе, называвшейся Мела. Потом два Ангела подняли у них на глазах икону и исчезли с ней за горизонтом в восточном направлении. Больше этот образ в Афинах никогда не видели.

После этого иноки Варнава и Софроний обошли все крупные монашеские центры, побывали на Святой Горе Афон, в монастырях Латмос и Папикон (на это ушли годы), а потом прибыли в Ефес и сели на корабль, плывший к Черному морю. Для Малой Азии те времена были периодом духовного расцвета. В Каппадокии недавно (в 379 году) скончался святитель Василий Великий. Его брат святитель Григорий Нисский дожил до 395 года, а его друг святитель Григорий Назианзин — до 389 года. Вероятно, оба эти Святителя были еще живы, когда иноки Варнава и Софроний предприняли свое паломничество на восток. В 380 году Христианство получило статус государственной религии, и на следующий год в Константинополе состоялся Второй Вселенский Собор. В Антиохии появился новый проповедник — святитель Иоанн Златоуст, проповеди которого вызывали живейший отклик паствы; в далекой Африке вскоре должен был отойти ко Господу преподобный Макарий Великий. Юноша по имени Августин (будущий блаженный Августин) в то время готовился к святому крещению.

Посетив Трапезунд, Варнава и Софроний в поисках указанной Богородицей горы отправились в Понт. Наконец, в одной маленькой деревушке приютивший их местный крестьянин сказал, что они как раз находятся у подножия горы Мела. Исполнившись радости, они на рассвете отправились вдоль реки к вершине. Вечером поднялись уже очень высоко и с наступлением темноты заночевали в лесу. Проснувшись утром, увидели, как у вершины скалы кружатся ласточки, влетая в какую-то расщелину и вылетая обратно. Они поднялись наверх и обнаружили большую сухую пещеру. Когда иноки вошли в пещеру, перед ними в сиянии света появилась та самая икона Божией Матери, которую они в последний раз видели в Афинах. Икона стояла на одном из уступов.

Монахи поняли, что это место предназначено для них, но все же они были в сомнении. Поблизости не оказалось источника воды, поэтому жить здесь представлялось невозможным. Они стали взывать к Богородице, умоляя Ее о помощи, чтобы им можно было остаться в том месте, где они обрели Ее икону. И снова они услышали голос Матери Божией. Она сказала, что даст им воду не только для телесных нужд, но и для духовного исцеления. Когда Она это произнесла, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая, прохладная вода. Так возник чудотворный источник, ставший одной из главных святынь будущего монастыря. Он существует и сейчас, хотя с тех пор прошло уже 1600 лет.

Семнадцать дней иноки прожили на горе, питаясь только кореньями и травами, и вот, проснувшись как-то утром, они увидели, что возле пещеры стоит ослик с поклажей на спине. Они стали искать хозяина животного, не веря, что оно могло забрести так далеко и высоко самостоятельно, но хозяин не появлялся. Оказалось, что ослик нагружен продуктами, а в одном из мешков подвижники обнаружили письмо от игумена ближайшего монастыря в Вазелоне. В письме игумен обращался к ним по именам и сообщал, что ему явилась Матерь Божия и попросила послать пищу двум монахам. Не зная, где они находятся, он нагрузил ослика поклажей и пустил идти, куда пожелает, веря в то, что Богородица приведет его куда надо. Варнава и Софроний написали игумену благодарственное письмо и отослали ослика обратно. Спустя несколько месяцев, этому игумену явился святой Иоанн Предтеча, прося прислать инокам еще продуктов, а также троих монахов им в помощь. В даль-нейшем братия нового монастыря на горе Мела ежегодно посылала в Вазелон дары в благодарность за щедрость, проявленную им в первые, самые трудные месяцы существования их обители.

Вскоре люди заговорили о двух монахах-подвижниках и чудотворной иконе Богородицы, появившейся на горе Мела, и в пещеру стали приходить паломники, преодолевая долгий и трудный подъем на вершину горы. Некоторые оставались и сами принимали монашество, и к моменту кончины его основателей (они умерли в один день в 412 году) монастырь процветал. Он пользовался привилегиями и благосклонным вниманием нескольких поколений Византийских Императоров и стал самым влиятельным и богатым в Понтийской земле.

В шестом веке на монастырь напали и разрушили его "агаряне", как они названы в житиях (возможно, это были разбойничьи отряды с юга, состоявшие из нехристиан), или критские арабы, промышлявшие грабежом даже в причерноморском Трапезунде. В 664 году монастырь был восстановлен по предстательству Богородицы. Матерь Божия явилась благочестивому неграмотному крестьянину по имени Христофор, когда тот пахал поле в деревне недалеко от Трапезунда. Она сказала, что ему нужно пойти к местному Епископу и просить о рукоположении в сан священника, а потом заняться восстановлением Ее монастыря. Он начал возражать, говоря, что даже не умеет читать, но Она пообещала помогать ему во всем и отправила к Епископу. В тот же вечер епископ получил извещение от Пресвятой Богородицы о приходе Христофора. Крестьянина рукоположили, после чего он поднялся на гору Мела к заброшенным развалинам древнего монастыря. К своему удивлению, он об-наружил, что пол в церкви подметен и все подготовлено к службе. На первом богослужении, проведенном им в этом монастыре, Матерь Божия опять явилась ему, и когда Она подала ему Святое Евангелие, он обнаружил, что умеет читать. Она повелела как можно чаще служить литургию, пообещав Свое содействие и помощь святых Варнавы и Софрония. В монастырь стали снова приходить паломники, некоторые из них принимали постриг, и к моменту своей кончины преподобный Христофор уже был духовником большой общины.

Монастырь процветал, имея множество духовных сокровищ, в числе которых была и икона "Панагия Сумела" (на одном из понтийских диалектов "ту Мела", то есть "с горы Мела", звучало как Сумела), а также мощи преподобных Варнавы, Софрония и Христофора. Были среди святынь монастыря и довольно крупные частицы Истинного Креста Господня, инкрустированные в красивый деревянный резной крест. В 1349 году в Сумельском монастыре состоялась коронация Алексия II Комнина в качестве Императора Трапезунда. Впоследствии он пожертвовал монастырю земли и де-ревни, восстановил старые постройки и возвел новые кельи.

После того, как в 1461 году Трапезунд и Понт были оккупированы турками, дела у монастыря продолжали идти на удивление хорошо. Предание гласит, что однажды султан Селим (1512—1520 гг.) случайно забрел сюда во время охоты. Увидев процветающую обитель, он разгневался и приказал разрушить ее. Но, отдав этот приказ, он тотчас упал с коня, забился в судорогах, на губах у него выступила пена. Слуги султана стали умолять его отменить столь жестокое решение, и как только он это сделал, мгновенно получил исцеление. Возвратившись в Константинополь, он выпустил имперский фирман, дарующий Сумельскому монастырю все привилегии, которыми он пользовался при Комнинах. Примеру Селима последовали и другие султаны (десять-двенадцать человек), и в восемнадцатом-девятнадцатом веках, в эпоху турецкого правления, монастырь достиг вершин процветания. В ходе обмена населением 1922 года иноки вынуждены были покинуть свою обитель, и она постепенно пришла в запустение. Во время переселения, монастырские сокровища были спрятаны и пролежали в целости и сохранности до 1931 года, когда турецкое правительство дало разрешение вывезти их в Грецию.

Проделав путь длиною около пятидесяти километров в горы, мы оказались у подножия монастыря, а точнее сказать того, что от него осталось. С великой ненавистью турки уничтожали все то, что сосредотачивало христианский дух и напоминало о победе Христовой.

Путь, ведущий к обители, необычайно живописный и захватывающий: горы, покрытые лесом, отвесные скалы, шумящий водный поток, именуемый рекой святой Марии, низко весящие облака. Поднимаемся на площадку перед монастырем и видим кассу, где необходимо купить билеты для входа – турки сделали из него музей, приносящий им доход. Здесь приехавшие из Греции эллинцы и понтийцы, которые именно в этот день стараются приехать к обители, европейские ротозеи и турки-мусульмане, которые тоже имеют почитание этого места.

Развалины Сумельского монастыря являются национальным памятником Турции. Только какое нужно иметь лицемерие и какую подлость, чтобы то, что ненавистно, поругано и осквернено именовать своим национальным памятником!
Внутри монастырских стен уникальный скальный храм, где и сохранялась святыня. Храм расписан как внутри, так и с внешней стороны. Все образы сегодня сохраняемы, но на всех иконах выбиты глаза, лики, пестрят различные надписи, нигде ни одного креста. С вершины скалы падают капли воды, которые некогда собирались в большой сосуд, который и ныне отмечен надписью «Агиасма». Сквозь проем протягиваешь руку и ловишь этот дар, омывая им лицо. Зайдя в храм, начинаем петь тропарь Успению Пресвятой Богородицы, но не совершив и половины его слышим резкий раздавшийся свисток. Как янычарский бич из глубины веков! И мгновенно подбежавший с обезумившими глазами, похожий на слугу бесов смотритель кричит «ясак», то есть «нельзя», кричит несколько раз, размахивая руками и источая ненависть из глаз, потом кивает рукой, нехотя показывая, что петь можно вне храма. Выходим на площадку перед храмом и начинаем петь там, но вновь раздается пронзительный звук свистка и уже два смотрителя источают нескрываемую злобу. То же происходит и через несколько минут, когда начинает звучать понтийская лира и несколько человек из народного ансамбля начинают петь старую понтийскую песню.

Безмолвствуем, ком подкатывает к горлу, совершаем крестное знамение и выходим на площадку перед плененной святыней. Там люди зажигают свечи и прикрепляют их к скале, там, впервые за восемьдесят пять лет начинаем петь тропари и молитвы. Подходят люди, все больше и больше, крестятся, припадают к монастырским скалам, над которыми на языке отцов возносится песнь и хвала Богу и Пречистой Его Матери, гимн нашей победы! После молитвы начинаются песни, танцы, объединившие не только танцоров, но и всех стоящих вокруг. Неподдельное ликование! Один из стоявших здесь людей сказал: «Я знаю почему они не дают нам молиться и петь в монастыре. Они нас боятся, боятся нашей веры и нашей победы!».

В этот же день посещаем несколько деревень, где некогда жило греческое население. Везде мерзость запустения – здания греческих школ, дома разрушены. Храмы разбиты и осквернены. Местное население смотрит на нас из подлобья. Сделав остановку около одного из них и войдя внутрь, вздрогнули от боли, охватившей всех: в разрушенном храме, где местами просматривались фрески с разбитыми ликами и выбитыми глазами, в алтарной части была аккуратно сложена огромная гора навоза. И все это в стране, претендующей на имя культурного государства и стремящейся в Евросоюз!?

Покидаем эти места с чувством горечи и вместе с тем благодарности Богу, возложившего на нас Свою миссию.

Господь сохранил для поклонения и почитания нам святыни обители, которые до 1952 года хранились в афинском музее Бенаки. Потом понтийцы, обосновавшиеся в Греции, собрали средства на строительство в Кастанье храма, в котором можно было поставить эту чудотворную икону. Храм освятили в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен туда из Верии. Формально этот храм имеет статус монастыря, но там нет насельников. Икона заключена в серебряный оклад с изображением пророков Давида, Моисея, Исайи и Аарона. Линии и краски на иконе стерлись от времени, и сейчас лики уже неразличимы. Единственное, что еще возможно увидеть — это очертания одного глаза Богородицы.

Сведения о местонахождении мощей преподобных Варнавы, Софрония и Христофора отсутствуют.

День памяти основателей монастыря 18(31) августа; праздник иконы "Панагия Сумела" 15(28) августа.

Почитаемый список иконы Панагия Сумела находится в Михаило-Архангельском храме г.Новочеркасска. Написан этот образ по инициативе духовника  культурно-просветительского общества донских и приазовских греков «Танаис» протоиерея Олега Добринского (Григориадиса) на пожертвования понтийских греков. Основными пожертвователями при написании иконы были Владислав Григориадис и Павел Асланов. Образ был освящен в день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, 26 (13) ноября 2006 года.

В г.Сочи, напротив аэропорта, священниками Димитрием и Михаилом Петуховыми, по происхождению понтийскими греками, ныне построен храм во имя святителя Николая, где престол нижней церкви посвящен иконе Пресвятой Богородицы Панагия Сумела.

Протоиерей Олег Добринский (Григориадис)

Thumbnail image Thumbnail image Thumbnail image Thumbnail image Thumbnail image Thumbnail image Thumbnail image Thumbnail image Thumbnail image

Thumbnail image Thumbnail image Thumbnail image

 

Предстоящие события

Thumbnail image

Thumbnail image

 

 

 

 

 

Календарь

Ссылки

Кто в on-line

Сейчас 60 гостей онлайн

button
© 2024 Новочеркасское благочиние.